Вернуться к обычному виду









Специальное образование

Итоговая информация об исполнении МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА


Информационная справка

о создании условий доступности получения качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

по итогам 2018-2019 уч.года

 

В Ростовской области создана эффективная система образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

В Ростовской области успешно функционирует сеть из 29 отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе: для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития; для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС),
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В указанных организациях обучается более 4 519 детей с ОВЗ, в том числе 2 419 детей-инвалидов.

В 12 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, реализуются программы профессионального обучения по профессиям рабочих.

Обучение детей-инвалидов – воспитанников домов инвалидов, подведомственных минтруду Ростовской области, осуществляется двумя отдельными общеобразовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью: ГКУОУ РО Азовской школой №7ГКОУ РО Гуковской школой-интернатом №12.

В целях повышения доступности образования в 2017-2018 г.г. открыты дополнительные специальные классы для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) в четырех подведомственных минобразованию Ростовской области общеобразовательных учреждениях: ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат», ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат», ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат», ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат».

В целях обеспечения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области успешно работают ресурсные центры, оказывают информационно-методическую, консультационную помощь образовательным учреждениям области:

региональный Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48»;

региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48»;

региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РЦ РАС) на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №42;

региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на базе ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение»;

региональный ресурсный кабинет по психолого-педагогическому сопровождению слепоглухих детей на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38».

Продолжается работа Ресурсных центров по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и детей-инвалидов, созданных в 2012 году на базе 3-х общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.

21-22 марта 2019 года минобразованием Ростовской области при участии представителей Минпросвещения России, Института коррекционной педагогики, издательства «Просвещение» проведена региональная научно-практическая конференция по теме: «Качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья при реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС УО».

При поддержке минобразования Ростовской области и Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с РАС РРЦ РАС 25 апреля 2019 года совместно с Донской публичной библиотекой, общественными организациями родителей детей-инвалидов организован Региональный фестиваль «кРАСки жизни», посвящённый проблеме информирования населения о РАС.

30-31 октября 2019 г. в рамках соглашения о сотрудничестве с Федеральным ресурсный центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и министерством общего и профессионального образования Ростовской области проведен Всероссийский научно-практический семинар «Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС».

Ведется целенаправленная работа по организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В 2017 году заключено соглашение о сотрудничестве с Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с ТМНР. В рамках соглашения проведены выездные курсы повышения квалификации, на которых прошли обучение 120 педагогических работников и специалистов системы образования Ростовской области, команда специалистов прошла стажировку на базе ФРЦ в г. Пскове. В 2019 году группой экспертов, созданной минобразованием Ростовской области, проведен анализ 816 специальных индивидуальных программ развития (СИПРов) обучающихся с ТМНР образовательных организаций Ростовской области. По итогам анализа СИПРов в муниципальные образования направлены рекомендации.

В 2019 году Ростовская область по итогам отбора стала получателем субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Средства субсидии в сумме 41 313, 8 тыс.рублей направлены на обновление материально-технической базы 10 коррекционных школ Ростовской области:

ГКОУ РО Азовская школа №7;

ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»;

ГКОУ РО Николаевская школа-интернат;

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38»;

ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 41;

ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 42;

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48»;

ГКОУ РО РОЦОНУ;

ГКОУ РО ТСШ №19;

ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат № 16.

В соответствии с Методическими рекомендациями по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от «29» марта 2019 г. № Р-41, в 10 коррекционных школах Ростовской области обновлена инфраструктура и дизайн, обеспечена многофункциональность различных помещений школ, в том числе учебных классов, мастерских, кабинетов для коррекционной работы, а также холлов, коридоров. В рамках реализации мероприятия по поддержке образования обучающихся с ОВЗ оборудованы:

12 трудовых мастерских для реализации предметной области «Технология» (введены 4 новых профиля трудового и профессионального обучения: «Обувное дело», «Поварское дело», «Гончарное дело», «Картонажно-переплетное дело», открыт уникальный учебный агрокомплекс «Сердце Дона»);

10 учебных кабинетов и 10 кабинетов дополнительного образования;

4 кабинета педагога-психолога, 4 кабинета учителя-дефектолога, 2 кабинета учителя-логопеда, 7 сенсорных комнат, 3 зала для занятий лечебной физкультурой.

17-18 октября 2019 года опыт реализации мероприятия по поддержке образования обучающихся с ОВЗ федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» успешно представлен на межрегиональном семинаре, в котором приняли участие представители 26 субъектов России.

В октябре 2019 года минобразование Ростовской области направило 6 заявок на Всероссийский конкурс «Доброшкола», организованный Минпросвещением России в целях выявления лучших практик образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, по формированию развивающего, обучающего пространства посредством дизайна в школы в условиях обновления инфраструктуры школ. 4 коррекционных школы вошли в число победителей Всероссийского конкурса «Доброшкола».

Доступность образования для детей с ОВЗ обеспечена в специально организованных классах общеобразовательных школ и в форме инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.

В 2019-2020 учебном году обучение детей с ОВЗ осуществляется в 117 специальных классах муниципальных общеобразовательных организаций, в которых обучается 1220 детей с ОВЗ, из них 210 детей-инвалидов.

Инклюзивно в общеобразовательных школах получают образование 7 148 детей с ОВЗ и 7 526 детей-инвалидов.

Обучение на дому организовано для 4 408 детей, в том числе для 1 587 детей-инвалидов.

В 2019-2020 учебном году продолжена работа в рамках инновационной площадки «УчимЗнаем – Ростовская область» по созданию полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в областной детской больнице. Образовательный процесс организован МАОУ города Ростова-на-Дону «Лицей № 11» для 35 детей, находящихся в онкогематологическом отделении.

Центр дистанционного образования детей-инвалидов функционирует с 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната № 28». С 2012 года в целях максимального охвата детей, проживающих на территории области и не имеющих медицинских противопоказаний к обучению в дистанционной форме, работает 3 филиала в г.г. Волгодонске, Зернограде, Новошахтинске. Для дистанционного обучения детей-инвалидов создано 559 рабочих мест.

Дистанционное образование детей-инвалидов в Ростовской области осуществляется посредством реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов, зачисленных на обучение в Центр дистанционного образования (ЦДО), а также посредством сетевой формы обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных учреждениях и обучающихся в ЦДО.

Выпускникам ЦДО предоставлена возможность после окончания общеобразовательного учреждения продолжить образование в дистанционной форме, получив в бессрочное пользование комплекты оборудования.

 

В Ростовской области уже более 30-ти лет развивается Служба практической психологии. В ее состав входят педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций, школ, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, 21 центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ростовской области.

По данным мониторинга 2019 года численность педагогов-психологов системы образования составляет 2138 специалистов.

В Ростовской области работает 43 психолого-медико-педагогических комиссии, которые по результатам индивидуального комплексного обследования определяют специальные условия получения образования и сдачи ГИА, что позволяет в полной мере реализовать право на образование каждого ребенка. В 2018 году в ПМПК Ростовской области прошли обследование 17 483 ребенка, из них признаны детьми с ОВЗ 14 204 ребенка.

Сегодня система психолого-педагогического сопровождения обеспечивает успешное решение следующих задач:

организации служб ранней помощи;

реализацию ФГОС дошкольного образования, начального общего и основного общего образования, ФГОС НОО для детей с ОВЗ;

психологического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

сопровождения инклюзивного образования;

профессиональной ориентации;

профилактики суицидального поведения, подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании, противоправного поведения;

защиты детей от новых рисков, связанных с распространением информации противоправного содержания в сети «Интернет» и др.

Психолого-педагогическое сопровождение организовано в общеобразовательных организациях Ростовской области. Функционирует 1673 психолого-медико-педагогических консилиумов, в том числе, 777 ПМПк - в дошкольных образовательных организациях, 896 – в школах.

Логопедическую помощь в муниципальных образовательных организациях области оказывают 844 учителя-логопеда.

В муниципальных школах работают учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, тьюторы).

Система образования Ростовской области с 2019 года активно включилась в реализацию национального проекта «Образование»:

в рамках федерального проекта «Современная школа» - апробация методических рекомендаций по созданию условий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся в общеобразовательных организациях Ростовской области»;

в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» - успешное участие в конкурсном отборе и получение грантовой поддержки в 2020 в форме субсиии из федерального бюджета году четырями учреждениями Ростовской области на предоставление услуг психолого-педагогической, методической, консультационной помощи родителям.

Включаясь в работу по апробации методических рекомендаций по созданию условий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, минобразованием Ростовской области создана рабочая группа. После неоднократных встреч и обсуждений был сформирован перечень участников апробации. С каждой территорией, с каждой школой обсуждались ресурсы, понимание и готовность участвовать.

Участие в апробации методических рекомендаций получило поддержку и заинтересованность на самом высоком уровне – Губернатор Ростовской области на совещании с главами муниципальных образований 30 сентября 2019 года поставил такую задачу.

21-22 ноября 2019 года в Ростовской области состоялась ежегодная научно-практическая конференция для педагогов-психологов «Служба практической психологии образования Ростовской области: актуальные задачи в рамках апробации методических рекомендаций по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций при реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В рамках конференции в проектных группах под руководством Дубровского Романа Геннадьевича – руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО, Долгих Александры Георгиевны – главного аналитика Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО проведен анализ организации и содержания деятельности педагога-психолога образовательной организации на современном этапе развития системы образования, выделены проблемные зоны. Участниками проектной сессии подготовлены предложения по совершенствованию методических рекомендаций.

Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов доступно как в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, так и в муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образовательного детей. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов работают кружки, секции, студии, реализующие дополнительные образовательные программы общеинтеллектуальной, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, патриотической, художественной, декоративно-прикладной, творческой, экологической, эстетической, научно-технической, информационно-коммуникативной направленности и др.

 

В Ростовской области с 2011 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и с 2012 года – в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В 243 школах Ростовской области созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами, в том числе инклюзивного.

В общеобразовательных школах обеспечена архитектурная доступность зданий, приобретено специальное, в том числе, учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для обучения и коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами.

В 2019 году продолжается работа по созданию условий доступности получения качественного образования детьми-инвалидами в рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», государственной программы Ростовской области «Доступная среда». Участники программы 2019 года - 1 общеобразовательная организация, реализующая адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ (с ТНР и ЗПР), 9 дошкольных образовательных организаций.

В Ростовской области ведется системная целенаправленная работа по формированию в обществе новой философии, ориентированной на принятие и позитивное отношение к детям с ОВЗ и инвалидностью, их совместному обучению с нормативно развивающимися сверстниками.

Информация о мероприятиях, в которые включены дети с ОВЗ и дети-инвалиды регулярно размещается на официальных сайтах минобразования Ростовской области, Правительства Ростовской области, в СМИ.