Вернуться к обычному виду









Интервью, доклады, выступления министра и других официальных лиц

Выступление заместителя министра общего и профессионального образования Ростовской области М.А. Мазаевой на межрегиональном семинаре для регионов Южного федерального округа 27.09.2013

Уважаемые коллеги!

 

Мы рады приветствовать вас на Донской земле.

Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, насчитывает около 3 тысяч образовательных учреждений различных типов и форм собственности, в которых обучаются более 950 тысяч обучающихся и воспитанников.

Разработка Плана мероприятий «дорожной карты» Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области» явилось еще одним механизмом системных действий по развитию образования Ростовской области.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р минобразованием Ростовской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработан план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования Ростовской области». Данный план представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, и включает разделы по развитию дошкольного, общего и  дополнительного образования детей, профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.

Значительное внимание в «дорожной карте» уделяется внедрению эффективного контракта с педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций, при этом  устанавливается взаимосвязь между показателями качества предоставляемых услуг и эффективностью деятельности руководителя и самой образовательной организации.

Кроме того важнейшей задачей «дорожной карты» является поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы до средней заработной платы в экономике в Ростовской области. При этом повышение заработной платы и ее дифференцирование строится на основании  показателей оценки эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников.

В рамках «дорожной карты», а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» планируется обеспечить в 2013 году доведение  средней заработной платы педагогических работников учреждений общего образования  до 100 %  средней  зарплаты по Ростовской области; педагогических работников дошкольных образовательных учреждений  до 100 %  средней  зарплаты в сфере общего образования Ростовской области.

За 1 полугодие 2013 года средняя заработная плата составила:

педагогических работников учреждений общего образования – 22 858,0 рублей, в том числе учителей – 23 522,0 рублей, педагогических работников учреждений дошкольного образования – 15 326,0 рублей.

Постановлением Правительства Ростовской области от 11 июля 2013 года № 441  предусмотрено увеличение с 1 сентября 2013 года  на 17,35% должностного оклада учителя  и  на 5,5% –  должностных окладов педагогических работников (кроме учителей) государственных образовательных учреждений Ростовской области, реализующих общеобразовательные программы, а также включение  с 1 сентября 2013 года в должностные оклады педагогических работников ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

Кроме того, на основании рекомендаций министерства общего и профессионального образования Ростовской области, муниципальными образованиями приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми с 1 июля 2013 года увеличена заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений путем осуществления выплат стимулирующего характера за результативность и качество организации образовательного процесса; с 1 сентября 2013 г. увеличены должностные оклады педагогических работников  дошкольных образовательных учреждений на 5,5%.

 Минобразованием области разработаны и утверждены целевые показатели эффективности деятельности подведомственных бюджетных и казенных учреждений и их руководителей, а также руководителей автономных учреждений. Кроме того органам местного самоуправления рекомендовано разработать целевые показатели эффективности деятельности муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, их руководителей и педагогических работников на основе разработанных министерством примерных  целевых показатели эффективности.

Одной из приоритетных задач в Ростовской области является увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях и ликвидация очередности. Первый раздел «дорожной карты» включает в себя мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» «дорожной картой» запланированы мероприятия по ликвидации очередности в ДОУ, повышению качества услуг дошкольного образования, введению эффективного контракта в дошкольном образовании.

В Ростовской области реализуются системные меры по увеличению числа мест в ДОУ и ликвидации очередности. За последние 5 лет в области введено более 20 тыс.  дошкольных места путем строительства, реконструкции, капитального ремонта, возврата в муниципальную сеть ранее перепрофилированных детских садов, передачи ведомственных ДОУ в ведение муниципалитета, а также широкого применения вариативных форм дошкольного образования, развития негосударственного сектора.

Для решения проблемы ликвидации очередности в ДОУ для детей от 3 до 7 лет принято решение о строительстве 100 детских садов в 2012-2015 годах, что позволит дополнительно ввести более 15 тыс. мест. В 2012-2013 годах уже построены и введены в эксплуатацию 12 ДОУ на 975 мест.

Кроме того, ведется работа по передаче 12 дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность.

В рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» разработана отдельная подпрограмма «Развитие дошкольного образования» на 2013-2015 годы.

В 2013 году осуществляются дополнительные меры по расширению вариативных форм дошкольного образования: муниципальными образованиями запланировано открытие семейных дошкольных групп, групп кратковременного пребывания детей, предусматриваются средства местных бюджетов на оказание поддержки имеющим лицензию негосударственным ДОУ, расширяется деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного образования, заключено соглашение между Правительством Ростовской области и АНО «Агентство стратегических инициатив» о сотрудничестве, в том числе в области развития индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования.

С целью максимального охвата детей в возрасте старшего дошкольного возраста от 3 до 7 лет в Ростовской области на 01.09.2013 дополнительно введены 3 573 дошкольных места.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, сохраняются высокие показатели очередности. Так на 01.09.2013 очередность детей в ДОУ составила 84,6 тыс. детей, в т.ч. в возрасте от 3 до 7 лет – 18,9 тыс. детей.

В целях обеспечения открытости и доступности процедуры постановки детей в очередь на предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях и реализации мероприятий «дорожной карты» с 01.03.2013 в Ростовской области внедрена региональная автоматизированная система «Электронный детский сад».

На портал государственных услуг выведены 3 услуги региональной автоматизированной системы:

«Информирование о ходе оказания услуги Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»;

«Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)»;

«Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в образовательных учреждениях расположенных на территории субъекта Российской Федерации».

Система «Электронный детский сад» позволяет на уровне региона в целом и в каждом муниципалитете увидеть число очередников в различных возрастных группах на любую дату. На основе данных системы выстраивается  прогноз очередности для планирования строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий детских садов и прочих мер по снижению очередности в ДОУ, а также внесения соответствующих изменений в Областную долгосрочную целевую программу «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» и формирования  государственной программы Ростовской области «Развитие образования».

Заключено Соглашение между Минобрнауки России и Правительством Ростовской области о предоставлении субсидии на модернизацию региональной системы дошкольного образования, тем самым в Ростовскую область привлечены средства федерального бюджета в сумме 1 707,4 млн. рублей. Данные средства будут направлены на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, возврат в систему дошкольного образования зданий, ранее используемых не по назначению, выкуп зданий ДОУ, приобретение оборудования для оснащения ДОУ, что позволит ввести в строй в 2013-2014 годах 57 объектов на 5 999 мест.

На сегодняшний в постановление Правительства Ростовской области, утверждающее «дорожную карту», вносятся изменения в соответствии с  указанным соглашением в части включения единых показателей эффективности предоставления федеральной субсидии и финансового обеспечения реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования.

Второй раздел «дорожной карты» посвящен изменениям в общем образовании. Данным разделом предусмотрены мероприятия, направленные на повышение эффективности  деятельности организаций общего образования Ростовской области, в т.ч. обеспечение достижения обучающимися новых образовательных результатов, создание условий для равного доступа к качественному общему образованию, введение эффективного контракта в общем образовании.

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности организаций общего образования является обеспечение обучения всех обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования.

В Ростовской области с 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введен в 100 % общеобразовательных учреждений области.

С 2012-2013 учебного внедряется стандарт основного общего образования. В текущем учебном году в апробационном режиме уже более 8 % общеобразовательных организаций реализуют федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Минобразованием области разработан и утвержден региональный учебный план для образовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебный год.

Проведен мониторинг выбора УМК на 1 ступени муниципальными общеобразовательными учреждениями области в 2013-2014 учебном году.

Более 20,5 тыс. педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций прошли курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС начального общего и основного общего образования.

Для обеспечения реализации ФГОС в 2012 году оснащены учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием 550 (100%) базовых школ, вошедших в проект по модернизации общего образования,  приобретены цифровые лаборатории естественно-научного цикла, мобильные компьютерные классы и интерактивное оборудование для организации межпредметного компьютерного класса в основной и старшей ступенях в 115-ти базовых школах; кроме того, все школы области обеспечены широкополосным доступом в сеть Интернет, ресурные центры (64 школы) оборудованы кабинетами ОБЖ и ПДД в каждом муниципальном образовании; созданы условия для организации дистанционного обучения школьников - приобретены комплекты оборудования видеоконференцсвязи для 60 опорных школ области;

В 2013 году также в рамках комплекса мер по модернизации общего образования будет направлено более 1,5 млрд. рублей, в том числе на приобретение цифровых лабораторий естественно-научного цикла, лингафонных кабинетов, мобильных компьютерных классов для основной и средней школы (100 % базовых школ),  а также планируется приобретение оборудования для организации дистанционного обучения, спортивного оборудования и инвентаря для спортивных залов (100 % школ от потребности).

Пополняются библиотечные фонды муниципальных общеобразовательных организаций. Обеспеченность обучающихся учебниками в общеобразовательных учреждениях Ростовской области составил в среднем 98,2 %.

В целях создания современных условий обучения в 2013 году выделены средства в сумме 920,6 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 505,0 млн. рублей и федерального бюджета в сумме 415,6 млн. рублей на проведение капитального (выборочного) ремонта 51 муниципального образовательного учреждения (в том числе 6 переходящих объектов) и на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт одного образовательного учреждения в сумме 1,8 млн. рублей.

В заключение хочу сказать, что цели,  задачи и механизмы реализации «дорожной карты» полностью отвечают требованиям нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и направлены на обновление и развитие системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики.

Также хотелось бы отметить, что в настоящее время Минобрнауки России разработан ряд федеральных электронных мониторингов и информационных систем, в т.ч. электронный мониторинг развития образования (www.kpmo.ru), автоматизированная система мониторинга и анализа доступности и качества дошкольного образования, мониторинг реализации региональных планов мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, мониторинг реализации региональных планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».      

Указанные мониторинги реализуются различными федеральными операторами (институт проблем  образовательной политики «Эврика», ФГАУ ГНИИ ИТТ «ИНФОРМИКА», ООО НТЦ «Прогресс-Инфотех», Федеральный институт развития образования и проч.), и зачастую запрашиваемые данные дублируют друг друга.

Вместе с тем в муниципалитетах нет специальных служб, занимающихся  заполнением данных мониторингов. Эта работа осуществляется ограниченным ресурсом сотрудников региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в связи с чем значительно возрастает их нагрузка.

Требуется оптимизация всех реализуемых Минобрнауки России мониторингов и информационных систем без утраты  их информативности. Целесообразно разработать единые информационные базы, которые бы не увеличивали объем выполняемых работ, как это происходит сейчас, а, наоборот, позволили сократить документооборот и количество разноречивых запросов.

Презентация 

Постановление об утверждении Дорожной карты