Вернуться к обычному виду









Интервью, доклады, выступления министра и других официальных лиц

16.04.2013

Уважаемые коллеги!

(слайд 1)

 

Год назад на расширенном заседании коллеги мы рассматривали итоги работы  и ставили задачи в соответствии с системой основных целей, определенных долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы». Все они хорошо вам известны.

В своем докладе я подведу итоги работы учреждений профессионального образования в ушедшем году и обозначу основные задачи в наступившем. Постараюсь определить приоритеты, которые важны для развития региональ­ной системы профессионального образования в контексте новых документов: нового закона «Об образовании в РФ», Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области».

Обеспечение инновационной экономики высокопрофессиональными, мобильными, отвечающими требованиям регионального рынка труда, рабочими кадрами  и специалистами - важнейшая составляющая социально-экономического развития Ростовской области.

 

Приоритетные задачи и направления деятельности.

(слайд 2) В последние годы профессиональному образованию уделяется особое внимание, как на уровне федеральных органов власти, так и на уровне области. Промышленность, экономика как никогда нуждаются в кадрах, способных быстро реагировать на постоянное обновление оборудования, внедрение современных производственных технологий, инновационное развитие предприятий. Модернизировать сеть учреждений профессионального образования, настроить ее на потребности региональной  экономики с прямым участием работодателей - приоритетная задача, стоящая перед министерством и учреждениями.

(слайд 3) Основополагающим   фактором   в   развитии  профессионального образования является формирование эффективной организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда. В этих целях в 2012 году в области проводились мероприятия, направленные на:

- адаптацию сети учреждений к инновационному развитию экономики области;

- достижение динамического баланса между кадровыми потребностями рынка труда и объемами подготовки рабочих кадров и специалистов;

- развитие взаимодействия с работодателями в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для инновационной экономики и промышленности области;

- повышение эффективности использования материально-технических, методических, финансовых и кадровых ресурсов системы профессионального образования.

 

Структура и оптимизация сети ОУ НПО и СПО.

(слайд 4) Сегодня в системе начального и среднего профессионального образования области функционируют:

66 учреждений СПО, из них 53  подведомственных минобразования области. При этом 24 учреждения СПО федерального подчинения переданы в ведение Ростовской области в 2012 году;

62 учреждения НПО, в том числе 56 - подведомственных минобразования области, 6 - подведомственных департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений.

В целях повышения эффективности предоставления государственных профессиональных образовательных услуг, в рамках реализации Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года и Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы» в области проводится  системная работа по реструктуризации сети учреждений начального и среднего профессионального образования. Реструктуризация осуществляется путем укрупнения учреждений профессионального образования, как по горизонтали, так и по вертикали, изменения их типа и вида, оптимизации филиалов, создания многоуровневых образовательных комплексов, способных обеспечить непрерывное профессиональное образование.

(слайд 5) Начиная с 2010 года,  с учетом передачи в 2012 году с федерального на региональный уровень 24-х учреждений среднего профессионального образования сеть подведомственных учреждений претерпела существенные изменения, как количественно, так и качественно:

- реорганизовано путем укрупнения 15 учреждений начального и среднего профессионального образования;

- изменен статус 17 учреждений начального профессионального образования (они преобразованы в техникумы и колледжи, реализующие разноуровневые образовательные программы);

- проводился процесс интеграции учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, оптимизации филиальной сети.

В ходе оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования в Ростовской области высвободилась часть недвижимого имущества. В целях рационального использования имущественного комплекса, находящегося в оперативном управлении учреждений профессионального образования, по согласованию с Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области проведен ряд мероприятий:

часть зданий, не используемых в образовательном процессе, переданы из государственной  собственности  в  муниципальную   собственность, например, высвободившиеся в результате реорганизации здания профессионального училища № 44;

часть зданий переданы в безвозмездное пользование иным учебным заведениям для организации образовательного процесса, например, учебный корпус профессионального училища № 12 передан «Южному федеральному университету»;

часть сооружений непрофильного актива проданы с аукциона, а полученные от продажи средства реинвестируются в образовательный процесс, например, выставочный павильон профессионального училища № 8;

часть зданий, сооружений, временно не используемых в образовательном процессе, в целях их сохранения сдаются, как правило, в  краткосрочную аренду, а получаемые от аренды средства направляются на модернизацию учебно - материальной базы учреждений, так около 40% учреждений НПО и СПО частично сдают помещения в аренду.

(слайд 6) Получили свое развитие 14-ть Региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации. Совершенствовалась их материально-техническая база, расширился спектр и объем предоставляемых услуг. В центрах созданы условия для получения студентами высших профессиональных учебных заведений рабочих профессий, получения обучающимися смежных профессий, а также условия для краткосрочной подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан по заявкам предприятий, служб занятости населения. Услугами центров по краткосрочной подготовке и переподготовке в 2012 году воспользовались более 5 тыс. чел.

В 2012 году в области созданы еще  4 ресурсных центра по отраслям, ранее не представленным такими центрами. Это:

- Региональный отраслевой ресурсный центр подготовки и переподготовки кадров для индустрии туризма, гостеприимства и рекламы на базе ГАОУ СПО РО «Ростовский техникум рекламы, сервиса и туризма «Сократ»;

- Региональный отраслевой  ресурсный центр  информационных технологий  и информационной поддержки региональной системы  начального и среднего профессионального  образования на базе ГБОУ СПО РО «Ростовский - на - Дону колледж  связи  и  информатики»; 

- Региональный ресурсный центр информационно - методического сопровождения учреждений профессионального образования «СОДРУЖЕСТВО» на  базе   ГБОУ  СПО  РО  «Новочеркасский  колледж  промышленных  технологий  и  управления»;

- Региональный отраслевой ресурсный центр современных строительных технологий и реставрационных работ на базе ГБОУ НПО РО ПЛ № 30.

Дальнейшее развитие ресурсных центров позволит более эффективно использовать их для обеспечения региона высоквалифицированными кадрами в рамках развития сетевого взаимодействия.

Вместе с тем необходимо отметить, что не все ресурсные центры оправдали свой статус, не достигли целей и задач, ради которых они были созданы. Например, Региональный отраслевой ресурсный центр мебельного производства на базе профессионального училища №56 (г. Аксай). Рейтинг данного образовательного учреждения в течение последних трех лет не высок. Им не использованы возможности ресурсного центра для увеличения доли внебюджетных поступлений, повышения эффективности деятельности образовательного учреждения и повышения эффективности предоставления образовательных услуг.

(слайд 7) Создание и обеспечение деятельности образовательных кластеров, а также центров коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, технологиями и кадровыми ресурсами - новое направление в модернизации профессионального образования. Реализация этого направления позволит сделать региональную сеть учреждений профессионального образования более эффективной и включенной в экономическое развитие региона. Объединение усилий и инициатив участников кластера, формирование и внедрение новых моделей сетевого взаимодействия  обеспечат  подготовку и переподготовку практикоориентированных специалистов, востребованных инновационной экономикой. В области с 2012 года начат инновационный процесс формирования научно - образовательных и учебно-производственных кластеров. Создан на договорной основе научно-образовательный кластер, в состав которого вошли ГБОУ СПО РО «Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения» и ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет». Завершается работа по созданию учебно - производственного кластера машиностроительного профиля на базе ГАОУ НПО РО «Профессиональный лицей №3». В его состав вошли образовательные учреждения различного уровня и предприятия машиностроительного профиля.

Создание и развитие подобных кластеров позволит обеспечить формирование эффективной региональной системы организации ресурсов, направленной на подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов, востребованных инновационной экономикой области.

29 декабря 2012 года принят новый закон «Об образовании в РФ».  В течение двух лет законопроект проходил широкое обсуждение, в ходе которого было рассмотрено около 20 тыс. поправок, лучшие из них учтены. Однако, несмотря на серьезные дебаты вокруг системы начального профессионального образования, данный уровень образования в новом законе не сохранен. Этим обусловлена необходимость 100% реорганизации учреждений НПО. В рамках реализации закона планируется дальнейшая поэтапная оптимизация сети учреждений профессионального образования, в т.ч. создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, на базе существующих учреждений начального профессионального образования, обозначенных в указе Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Реструктуризация будет продолжена на основе тщательного анализа структуры действующих образовательных учреждений, направлений их специализации,  объемов и профилей подготовки кадров, материально-технической базы, рейтинга образовательных учреждений и т.д.

 

Оптимизация объемов и профилей подготовки кадров.

(слайд 8) Государственное регулирование подготовки рабочих кадров осуществляется исходя из потребности и на основании регионального заказа, ежегодного утверждаемого Постановлением Правительства Ростовской области. С 2007 года региональный заказ формируется с участием заинтересованных министерств и ведомств. Однако,  отсутствует региональная методика прогнозирования потребности в кадрах. Сегодня требуется качественно новый уровень прогнозирования, соответствующий изменениям, проходящим в системе профессионального образования.

В соответствии с постановлением Правительства области утвержден региональный заказ на подготовку рабочих кадров в учреждениях НПО                     на 2012 - 2013 учебный год в объеме 9325 чел., по 55-и профессиям.

В рамках формирования регионального заказа и контрольных цифр приема на обучение в учреждения начального и среднего профессионального образования в целях сокращения дисбаланса между спросом и предложением на региональном рынке труда поэтапно оптимизируются объемы и профили подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями инновационной экономики области. В Региональный заказ на 2012 год включены 11 новых профессий, ранее не подготавливаемых в учреждениях профессионального образования области. В связи с насыщением регионального рынка труда выпускниками учреждений профессионального образования по отдельным профессиям они не включены в региональный заказ. Таких профессий 5. Региональный заказ в 2012 году выполнен на 98,4%. Отклонение от планового значения (план - 100%) обусловлено неблагоприятной демографической ситуацией, а также сокращением числа учреждений НПО в связи с  их реорганизацией. При этом данный показатель остался на уровне 2011 года.

100% выполнение регионального заказа на подготовку рабочих кадров в 2013 году - одна из задач, стоящих перед учреждениями НПО и СПО.

Несмотря на поэтапную оптимизацию объемов и профилей подготовки кадров дисбаланс между спросом и предложением на региональном рынке труда сохраняется. Это обусловлено как экономическими причинами (уровень оплаты труда, социальные гарантии и др. причины), так и социальными (престижность профессии, ее статус и т.д.). В свою очередь, система профессионального образования, реагируя на социальный запрос со стороны абитуриентов и не располагая точными квалификационными требованиями, характеризующими новые рабочие места, формирует не всегда адекватное региональной экономике предложение специалистов. Этим обусловлена необходимость дальнейшей оптимизации объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов. Проводить  ее целесообразно на основании научно - обоснованной  прогнозной потребности.

Формирование системы сбора и актуализации данных о востребованных на региональном рынке труда профессиях и направлениях подготовки с учетом текущего и перспективного спроса, в т.ч. создание инновационного программного продукта для определения прогнозной потребности в кадрах - одно из мероприятий, включенных в «Дорожную карту» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области».

 (слайд 9) Расширился  спектр и увеличились объемы предоставления образовательных услуг по дополнительным профессиональным образовательным программам, востребованным в регионе, по заявкам предприятий, центров занятости населения и индивидуальным договорам. Значительно возросло число граждан, прошедших обучение в системе краткосрочной подготовки в 2012 году и составило 23,5 тыс. чел. (в 2010 году - 18,0 тыс. чел.).

Основными задачами по дальнейшей оптимизации сети  учреждений  профессионального образования и приведению объемов и профилей подготовки кадров в соответствие с потребностями региональной экономики, являются:

- дальнейшая реорганизация учреждений профессионального образования с привлечением ресурсов бизнеса, заинтересованного в получении квалифицированных кадров;

 - развитие Региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации на основе расширения сетевого взаимодействия;

- создание и развитие отраслевых научно-образовательных и учебно-производственных кластеров;

- формирование регионального заказа на подготовку кадров в системе среднего профессионального образования;

- участие профессиональных общественных союзов и объединений работодателей в оптимизации объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов;

- развитие системы непрерывного профессионального образования, дающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

 

Модернизация профессионального образования на основе ФГОС.

(слайд 10)  С 1 сентября 2011 года все учреждения начального и среднего профессионального образования области осуществляют подготовку кадров по новым профессиональным образовательным программам и моделям обучения, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом, в целях обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики области и работодателей, в разработке и согласовании новых образовательных программ принимали участие представители предприятий - заказчиков кадров. Доля программ профессионального образования, разработанных совместно с работодателями, составляет 98,3%, что выше целевого показателя  на 2012 год, определенного Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы».

Учреждениями профессионального образования поэтапно разрабатываются и реализуются модели интегрированной подготовки рабочих кадров и специалистов с участием предприятий - социальных партнеров. Такие модели реализуются как в рамках основных профессиональных образовательных программ, так и в рамках краткосрочной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, осуществляемой по заявкам работодателей. Интегрированная подготовка кадров с участием работодателей в 2012 году осуществлялась в 78% учреждений профессионального образования, подведомственных минобразованию области, что также выше целевого показателя  на 2012 год, определенного Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы» по данному направлению.

(слайд 11) Федеральными государственными образовательными стандартами НПО и СПО нового поколения значительно повышены требования к материально - техническому и методическому обеспечению подготовки рабочих кадров и специалистов.

В 2012 году инвестиции в модернизацию материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования осуществлялись, как за счет средств областного бюджета, так и за счет собственных средств образовательных учреждений и средств социальных партнеров. За счет средств областного бюджета приобретено современного учебно-производственного оборудования на сумму более 2,7 млн. рублей. В целях внедрения в образовательный процесс информационных технологий в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие и использование информационных технологий в Ростовской области на 2010-2014 годы» приобретено компьютерное, мультимедийное оборудование и программное обеспечение на сумму  более 14,2 млн. рублей.  

(слайд 12) На развитие учебно-материальной базы, приобретение инструментов, расходных материалов для организации учебного процесса привлечено средств предприятий-заказчиков кадров в объеме более 10.0 млн. руб. Предприятия, наиболее активно помогающие образовательным учреждениям, представлены на слайде.

Обеспечение опережающего характера подготовки конкурентоспособных специалистов возможно только на самом современном учебно - производственном оборудовании с применением инновационных производственных технологий. Проблема учреждений профессионального образования области в том, что их материально - техническая далека от требований современности. Модернизация учебно-материальной базы образовательных учреждений и ее приведение в соответствие с требованиями новых стандартов требует серьёзных финансовых вливаний. Мероприятия, направленные на совершенствование материально-технической базы, включены в «Дорожную карту». Надеюсь на выделение Правительством области дополнительных бюджетных средств на эти цели.

 

Внебюджетная деятельность.

(слайд 13) Однако, только бюджетных ассигнований для развития учебных заведений не достаточно. Без привлечения внебюджетных средств решать эту задачу не представляется возможным. Увеличение доли таких средств - один из приоритетов деятельности.

За 2012 год учреждениями НПО от внебюджетной деятельности получено 177,0 млн. рублей, что на уровне 2011 года, не смотря на сокращение сети учреждений НПО. Учреждениями  СПО получено внебюджетных средств 330,9 млн. рублей, доля которых возросла в 2012 году в 2 раза, ввиду значительного увеличения числа учреждений среднего профессионального образования, в том числе в связи с передачей 24 учреждений среднего профессионального образования с федерального уровня. При этом доля внебюджетных средств в общем объеме расходов учреждений начального профессионального образования в 2012 году возросла и составила 10,5% (в 2011 году - 9,0%), а учреждений среднего профессионального образования - 13,5% (в 2011 году -6,4%).

(слайд 14) Наиболее эффективно привлекают внебюджетные средства образовательные учреждения, представленные на слайде.

(слайд 15) При этом часть учреждений профессионального образования практически не занимаются привлечением внебюджетных средств.

 

Социальное партнерство.

(слайд 16) С целью построения в Ростовской области системы взаимодействия учреждений НПО, СПО и предприятий-заказчиков кадров, обеспечения подготовки специалистов с учетом требований работодателей, привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов работодателей для повышения качества подготовки выпускников Ростовской областью одной из первых в России принят Областной закон «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Закон позволил обеспечить тесное взаимодействие учебных заведений и работодателей, участие работодателей в модернизации содержания профессионального образования, организации производственной практики в условиях современного производства, оценке качества подготовки выпускников. В рамках реализации данного закона ежегодно растет число договоров между учреждениями и предприятиями о совместной подготовке кадров. Так, в 2012 году заключено более 2.5 тыс. долгосрочных договоров с предприятиями - заказчиками  кадров (в 2010 г. - 1,2 тыс. дог.) и более 11.1 тыс. договоров об организации производственного обучения и производственной практики на базе предприятий (в 2010 г. - 4,5 тыс. дог.).

(слайд 17) В ноябре 2011 года в Областной закон внесены изменения, в т.ч. направленные на обеспечение мер социальной поддержки обучающихся и молодых специалистов.

(слайд 18) В рамках обеспечения мер социальной поддержки в 2012 году 375 лучших учащихся и студентов ежемесячно получали дополнительные стипендии за счет средств предприятий (организаций) - заказчиков кадров. Среди предприятий, выплачивающих дополнительные стипендии: ОАО «Роствертол», ОАО « Шахтинский завод «Гидропривод», ЗАО ПКФ «Элегант», ЗАО «Алкоа Металлург Рус», ОАО «ТАНТК» им. Г.М. Бериева», ОАО «Газпромбанк» и др.

 (слайд 19) Предприятия, наиболее эффективно взаимодействующие с образовательными учреждениями и активно участвующие в процессе подготовки, переподготовки, повышении квалификации рабочих кадров и специалистов для ключевых отраслей экономики, представлены на слайде.

Укрепились связи в сфере подготовки и переподготовки кадров с отраслевыми профессиональными объединениями и Союзом работодателей Ростовской области.

 

Трудоустройство выпускников.

(слайд 20) Трудоустройство выпускников - одно из важнейших направлений совместной деятельности учебных заведений и предприятий. В последние три года процент трудоустройства выпускников практически остается стабильным и достаточно высоким. В 2012 году для выпускников учреждений НПО трудоустройство составляет 98,8% (в 2011 году - 98,2%), а учреждений СПО - 94,0% (в 2011 году - 93,3%).

Одним из целевых показателей реализации Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» является доля выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год. Этот показатель в 2012 году по учреждениям начального профессионального образования вырос в сравнении с 2011 годом на 1% и составил 73,5%  (в 2011 году -72,5%), а по учреждениям среднего профессионального образования остался на уровне 2011 года и составил 65%.

Удельный  вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, в общей их численности стал основным показателем эффективности и качества услуг в сфере профессионального образования в  «Дорожной карте». Обеспечение  реализации данного показателя на уровне не ниже, чем он установлен «Дорожной картой» - одна из совместных задач образовательных учреждений и предприятий - социальных партнеров.

 

Развитие кадрового потенциала.

Повышение качества профессионального образования невозможно без привлечения в отрасль квалифицированных, молодых кадров, стимулирования инновационных разработок, профессионального совершенствования педагогических работников. В этом направлении произошли определенные сдвиги.

 

Введение ФГОС нового поколения, основанных на модульном принципе обучения, потребовало от педагогических работников получения новых знаний, применения современных педагогических технологий и методов обучения. В этих целях повышение квалификации в 2012 году только на базе ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» прошли 645 руководящих и педагогических работников учреждений НПО и СПО.                  В 2013 году запланирована переподготовка и повышение квалификации около 500 работников.

 

 Как вы знаете, в прошедшем году произошло существенное повышение заработной платы педагогическим работникам учреждений начального и среднего профессионального образования. Эта политика будет продолжена. В соответствии с Дорожной картой «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в 2013 году планируется обеспечить размер средней зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования на уровне 75% к средней заработной плате в регионе. Введение, начиная с 2013 года, эффективного контракта в системе профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, обозначенного «Дорожной картой», позволит обеспечить дифференцированный подход  в оплате труда руководящих и педагогических работников и, вместе с тем, закрепить ответственность руководителей за достижение установленных показателей.

(слайд 21) Одна из главных задач Правительства области - сделать все возможное, чтобы донские педагоги в полной мере смогли проявить свои профессиональные, творческие способности.  В целях развития творческого потенциала, распространения передового педагогического опыта и поощрения  лучших педагогов в 2012 году проведены традиционные конкурсы «Педагог года в системе среднего профессионального образования» и «Педагогический работник года в системе начального профессионального образования».                      В 2012 году постановлением Правительства области увеличено с 7 до 15 число премий Губернатора области победителям этих конкурсов.

 Мы помогали и будем далее помогать инициативным, талантливым профессионалам своего дела, стимулировать профессиональный рост и мастерство преподавателей.

 

Рейтинг образовательных учреждений.

  (слайд 22) В целях повышения эффективности деятельности  учебных заведений, подведомственных минобразованию области, оценка их деятельности  с 2008 г. осуществляется   по результатам рейтинга. В 2012 году продолжена практика определения рейтинга учреждений профессионального образования. В сентябре 2012 г. приказом минобразования области утверждены новые показатели эффективности деятельности образовательных учреждений, эффективности оказания государственных услуг и методология рейтинговой оценки, предварительно согласованные с Советами директоров ОУ НПО и ОУ СПО.

Сравнительный анализ рейтинга 2012 и 2011 года показал следующее:

- сократилось число учебных заведений, набравших менее половины баллов от возможного максимального количества баллов: их стало 5 против 9 в 2011 году и 13 в 2010;

- ряд образовательных учреждений значительно улучшили свои показатели:  профессиональные  училища и лицеи №№ 8, 64, 70, 72, 73,87, 94;

- ряд учебных заведений снизили свои показатели: профессиональные  училища и лицеи №№ 45, 53, 56.

 Как видно на слайде, в числе лидеров - профессиональные лицеи и училища №№ 1, 23, 30, 40 и 87. Следует отметить успех профессиональных училищ и лицеев №№ 1, 23, 30, которые и по итогам 2011 года также попадали в группу учреждений с высоким рейтингом. На последних местах профессиональные училища №№  45, 56, 81, при этом училище № 81 повторно попало в число образовательных учреждений с самым низким рейтингом.

(слайд 23) Среди учреждений среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, на первых местах Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления, Таганрогский механический колледж, Новочеркасский машиностроительный колледж, Донской банковский техникум, Ростовский - на - Дону колледж водного транспорта, а замыкают список - Ростовский - на - Дону гидрометеорологический колледж, Новочеркасский автотранспортный колледж. При этом Таганрогский механический колледж и по итогам 2011 года был также в числе лидеров.

Необходимо отметить высокие позиции в рейтинге учреждений начального профессионального образования, ставших техникумами. Среди них: Донской банковский техникум (ПЛ №19), Ростовский - на - Дону колледж водного транспорта (ПЛ №14), Ростовский технологический техникум сервиса (ПЛ №6), Таганрогский техникум машиностроения и металлургии «Тагмет» (ПЛ №25), Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского» (ПЛ №105), Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения (ПЛ №71).

По результатам рейтинга 2011 года реорганизованы профессиональные училища №№ 12, 77 и Донской техникум управления и предпринимательства. Аналогичные решения будут приняты и по результатам рейтинга 2012 года.

Министерство, несомненно, будет учитывать результаты рейтинга также при аттестации руководителей, выдвижении их на награждение отраслевыми и государственными наградами, а также установлении размера заработной платы и доплат.

В целях повышения качества профессионального образования                     в 2013 году в соответствии с «Дорожной картой» планируется внесение изменений в показатели эффективности деятельности подведомственных учреждений профессионального образования и их руководителей с учетом             федеральных методических рекомендаций.

 

Ключевые проблемы и задачи.

лайд 24) Ключевыми проблемами сектора профессионального образования Ростовской области остаются:

-  недостаточное финансирование учреждений образования;

- несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- запаздывание  в  обновлении  содержания  и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики;

-  неудовлетворительный уровень доступности профессионального образования для детей с ограниченными возможностями;

- дефицит педагогических   и   управленческих   кадров   необходимой   квалификации;

-  дисбаланс в системе подготовки профессиональных кадров, выражающейся в недостатке высококвалифицированных рабочих кадрах.

Эффективность решения вышеназванных проблем во многом зависит от совместных действий с заинтересованными министерствами, ведомствами, общественными организациями и, прежде всего с работодателями.

(слайд 25) Реагируя на приоритеты, расставленные Президентом и Правительством РФ в сфере образования, в заключение следует остановиться на основных задачах, реализация которых позволит обеспечить инновационную экономику области необходимым кадровым потенциалом. Среди них:

- оптимизация сети учреждений профессионального образования, профилей и направлений подготовки рабочих кадров и специалистов

- реализация мер по модернизации системы профессионального образования и  достижение целевых показателей по всем направлениям;

- реализация Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области»;

- поэтапное  введение ФГОС НПО и СПО нового поколения;

- обеспечение доступности     профессионального образования для детей с ограниченными возможностями;

- системное повышение квалификации педагогических кадров и введение эффективного контракта;

- полное и своевременное освоение средств областного бюджета;

- формирование системы прогнозирования потребности регионального рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.

Для решения этих задач в нашей области есть все предпосылки: талантливые инициативные педагоги, умелые управленцы, дальновидные работодатели, а также поддержка развития отрасли со стороны руководства области,  лично Губернатора Василия Юрьевича Голубева и заместителя Губернатора Игоря Александровича Гуськова.

Пользуясь случаем, позвольте от вашего имени поблагодарить присутствующего на нашем заседании Игоря Александровича за внимание к вопросам образования, неизменную поддержку отрасли и людей, работающих в образовании.

(слайд 26) Благодарю за внимание.

Категория:  Доклад