Вернуться к обычному виду










Интервью, доклады, выступления министра и других официальных лиц

17.04.2013

(СЛАЙД 1)

1.                ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Год назад на расширенном заседании коллеги мы рассматривали итоги работы  и ставили задачи в соответствии с системой основных целей и задач, определенных долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы». Все они хорошо вам известны.

В своем докладе я подведу итоги работы в ушедшем году, обозначу основные задачи в наступившем. А так же постараюсь определить приоритеты, которые важны для развития наших детей, системы дошкольного, общего и дополнительного образования в целом в контексте новых документов- плана мероприятий « дорожная карта»…..

 

1 предваряющее замечание.

Я расцениваю сегодняшний доклад как базовый рабочий документ для планирования работы всех уровней муниципальной системы образования. Это значит, что мы должны сделать так, чтобы органы управления, школы, другие учреждения, учителя и все участники образовательного процесса не просто воспринимали предложенные задачи, но и проработали механизмы их реализации, составили планы и  добивались их выполнения.

 

Уважаемые коллеги!

Я перехожу к докладу.

Как изменилась ситуация за год?

Чего мы смогли добиться, а чего не смогли?

Какие новые сигналы и вызовы появились перед системой образования?

Как мы анализируем проблемы и трудности?

На эти вопросы я постараюсь ответить в ходе доклада.

 

Основными приоритетами развития муниципального образовательного комплекса области и, соответственно, главными целями работы министерства в 2012 году являлись

 обеспечение доступности, повышение качества и экономической эффективности образования,

обеспечение социально-правовой защиты детства,

реализация  проекта  модернизации  систем общего образования, национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 

(СЛАЙД 2) Дошкольное образование.

Одним из самых важных направлений деятельности для муниципалитетов является обеспечение доступности дошкольного образования.

(СЛАЙД 3) На 1 февраля 2013 года в области функционирует 1420 учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования – около 149 тыс. человек. Несмотря на ежегодное введение порядка 5 тыс. дополнительных мест, сохраняются высокие показатели очередности в детские сады - более 76 тыс. чел., в том числе для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 17,9 тыс. чел.

(СЛАЙД 4) В результате совместной работы министерства и органов местного самоуправления создано  почти 5,5 тысяч мест  в 2012 году и 551 место – в текущем.

За счет чего вводились дополнительные места вы можете увидеть на слайде.

В результате принимаемых мер в ряде муниципалитетов: Веселовском, Егорлыкском, Заветинском, Милютинском, Пролетарском районах и городе Зверево отсутствует очередность в дошкольные учреждений для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В настоящее время области внедряется региональная автоматизированная информационная система «Электронный детский сад», которая позволит в электронном виде оказывать населению услуги по зачислению в детские сады, вести учет очередности, снизить коррупционные риски в сфере дошкольного образования. Уже произведена автоматическая обработка данных по очередности в дошкольные образовательные учреждения.

 (СЛАЙД 5) Эти данные показывают, что меры, принимаемые многими органами местного самоуправления, оказываются недостаточными. Наибольший неудовлетворенный спрос на услуги дошкольного образования (менее 60%) в 5-ти муниципальных образованиях – Каменском, Аксайском, Миллеровском и Морозовском районах и г. Гуково.

Следует отметить, что при наличии очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет меры, направленные на ликвидацию очередности, в 2010-2012 годах не принимались и дополнительные места не создавались (без учета вариативных форм) в таких муниципальных районах как Чертковский, Ремонтненский, Шолоховский, Орловский и городах Донецк и Гуково.

(СЛАЙД 6) Наряду с развитием сети дошкольных учреждений не менее важна модернизация самого дошкольного образования. С этой целью на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования создана стажировочная площадка с сетью из 33 базовых площадок муниципальных дошкольных учреждений. На модернизацию регионально-муниципальной системы дошкольного образования в 2012 году израсходовано более 23,2 млн. рублей (за 2011-2012 г.г. – 78,4 млн. руб.).

Результаты работы представлены на слайде.

Инновационный опыт стажировочной площадки транслируется не только в образовательных учреждениях Ростовской области, но и в других субъектах Российской Федерации, а также в ближнем зарубежье – в Украине и Белоруссии.

(СЛАЙД 7) Задачи на 2013 год. Первоочередная задача органов местного самоуправления в текущем году – завершить в самое ближайшее время перевод в электронный вид услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в детские сады, т.е. введение в эксплуатацию региональной автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад».

Кроме того, необходимо принять исчерпывающие меры для приема в муниципальную собственность дошкольных учреждений, подведомственных Минобороны России, в Аксайском,  Егорлыкском,  Зерноградском,   Миллеровском,  Морозовском районах и г. Ростове-на-Дону.

Не менее важно провести корректировку муниципальных «дорожных карт» по ликвидации очередности до 2015 года для возрастной группы  детей от 3 до 7 лет и представить их в минобразование области.

(СЛАЙД 8) Кроме того, в 2013 году необходимо дополнительно ввести более 5 тыс. дошкольных мест, для чего следует:

- обеспечить постоянный контроль за соблюдением сроков строительства новых и капитального ремонта существующих дошкольных учреждений;

- принять меры по открытию дополнительных дошкольных мест на базе свободных площадей школ, учреждений дополнительного образования детей, возврату в сеть ранее перепрофилированных детских садов;

- продолжить работу по внедрению вариативных форм дошкольного образования: групп выходного дня, кратковременного пребывания, предшкольной подготовки, раннего развития и других форм;

- принять меры по открытию семейных детских садов и дошкольных групп семейного типа – структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

- способствовать развитию и оказывать поддержку негосударственному сектору при создании дополнительных дошкольных мест (проработать механизм оказания содействия финансовой поддержки негосударственных дошкольных организаций);

- предусмотреть финансирование мероприятий по материально-техническому оснащению создаваемых дошкольных мест и обеспечению квалифицированными кадрами.

 

(СЛАЙД 9) Общее образование.

Одной из главных стратегических целей развития общего образования является повышение доступности качественного образования. Для достижения этой цели усилия органов власти в последние годы направлены, прежде всего, на развитие учительского потенциала, внедрение новых образовательных стандартов и современных образовательных технологий, совершенствование инфраструктуры образования.

 

(СЛАЙД 10) Развитие инфраструктуры общего образования

С целью формирования эффективной региональной сети ресурсных центров определено 550 базовых общеобразовательных учреждений во всех муниципальных образованиях области, что составляет около 50 процентов от общего количества школ области и охватывает порядка 80 процентов обучающихся. Стратегия развития - поэтапное оснащение в первую очередь базовых школ современным оборудованием и инвентарем, улучшения условий обучения.

(СЛАЙД 11) Капитальный ремонт образовательных учреждений.

В 2012 году проведен капитальный и выборочный ремонт 61 муниципального образовательного учреждения на сумму более 900,1 млн.руб. (в т.ч. средства областного бюджета - 409,5 млн. руб. и федерального бюджета - 490,6 млн. руб.). Разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт 4-х образовательных учреждений.

Всего же за период 2010-2012 годов на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации 169 муниципальных образовательных учреждений были направлены средства областного и федерального бюджетов в объеме более 2,6 млрд. рублей.

Вместе с тем, в 2012 году были несвоевременно заключены контракты по объектам капитального ремонта в городах Зверево, Новочеркасск, Шахты и Родионово-Несветайском районе; допущено отставание от графика производства работ в Новочеркасске, Белокалитвинском, Советском, Родионово-Несветайском и Чертковском районах.

Масштабной проверкой Контрольно-счетной палаты области в прошедшем году выявлен целый ряд нарушений, допущенных муниципалитетами при капитальном ремонте образовательных учреждений:

-   завышение объемов и стоимости выполненных работ (Сальский, Тацинский, Неклиновский и Октябрьский районы);

-   внесение изменений в утвержденную сметную документацию в нарушение требований Федерального закона № 94-ФЗ (Неклиновский и Тацинский районы);

-   низкое качество представляемой в минобразование области документации и другие нарушения.

 

 (СЛАЙД 12) Развитие сети базовых школ невозможно без обеспечения безопасного подвоза детей к этим школам. Сегодня 899 школьных автобусов подвозят более 34 тысяч детей к базовым общеобразовательным учреждениям по 1312 школьным маршрутам.

Обеспечение безопасности перевозок детей школьными автобусами – один из важнейших приоритетов Правительства Ростовской области. Приобретение 388 автобусов в 2010-2011 г.г. позволило привести школьный автопарк в соответствие с государственными стандартами. В 2012 году приобретено еще 138 школьных автобусов за счет средств областного бюджета на сумму около 215 млн. рублей. Правительство Ростовской области планирует и дальше ежегодно обновлять школьный автопарк.

Сейчас главный вопрос на повестке дня – уже не обеспечение автотехникой, а безопасность на школьных маршрутах. С этой целью за счет средств резервного фонда в 2012 году закуплены приборы спутниковой навигационной системы мониторинга ГЛОНАСС/GPS с контрольным устройством режима труда и отдыха водителей для всех школьных автобусов на сумму около 29 млн. рублей.

Напоминаю, что обеспечение безопасности при организации и осуществлении перевозок детей на школьных автобусах – прямая обязанность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей общеобразовательных учреждений.

 

Повышение качества образования невозможно без привлечения в отрасль квалифицированных, молодых кадров, стимулирования инновационных разработок, профессионального совершенствования педагогов. В этом направлении произошли, можно сказать, беспрецедентные сдвиги.

(СЛАЙД 13) Впервые средняя заработная плата учителей вплотную приблизилась, а за декабрь 2012 года даже превзошла среднюю заработную плату по экономике региона за соответствующий период. Среднемесячная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений области в 2012 году достигла 18,3 тысячи рублей и вплотную приблизилась к среднемесячной заработной плате по экономике области за тот же год. Как вы знаете, в прошедшем году впервые произошло существенное повышение заработной платы и другим категориям, в том числе педагогическим работникам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Эта политика будет продолжена. В соответствии с дорожной картой «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в 2013 году планируется обеспечить размер средней зарплаты учителя на уровне среднего значения заработной платы по Ростовской области.

Одна из главных задач Правительства области - сделать все возможное, чтобы донские педагоги в полной мере смогли проявить свои профессиональные, творческие способности. 

(СЛАЙД 14) Мы помогали и будем помогать инициативным, талантливым профессионалам своего дела, стимулировать профессиональный рост и мастерство учителей. В прошедшем году число и размер премий Губернатора области снова возросли – добавились премии учителям, подготовившим победителей и призеров международных и всероссийских олимпиад, существенно возрос размер премии лауреатам областного конкурса «Учитель года Дона».

Всего за два последних года общее число премий Губернатора области лучшим педагогам увеличилось в 2,5 раза, а общая сумма выплат достигла почти 10 млн. рублей.

(СЛАЙД 15) С целью профессионального роста донских педагогов созданы и оснащены необходимым современным оборудованием стажировочная площадка на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и 60 базовых площадок на базе муниципальных учреждений дошкольного и общего образования. На материально-ресурсное обеспечение этих площадок и повышение квалификации педагогов в 2011-2012 г.г. были направлены 168,1 млн. руб. из федерального бюджета и 80,4 млн. руб. – из областного.

В течение 2012 года по всем направлениям прошли повышение квалификации более 13,2 тыс. педагогов и руководящих работников образовательных учреждений.

(СЛАЙД 16) К сожалению, не удалось пока решить проблему старения учительского корпуса, особенно в сельских районах. Анализ статистических данных показывает, что доля учителей - работающих пенсионеров в муниципальных общеобразовательных учреждениях области постоянно увеличивается: по состоянию на начало 2013 года доля пенсионеров от общей численности учителей в муниципальной сфере образования составляет 20,7%  -почти в 2 раза больше, чем 10 лет назад.

 (СЛАЙД 17) В целях привлечения в отрасль молодых кадров в Ростовской области реализуются проекты «Ипотека для молодых учителей» и «Учительский дом». 

По предварительным данным в проекте «Ипотека для молодых учителей» изъявили желание участвовать 779 молодых учителей. Для реализации проекта Правительством РФ выделено из федерального бюджета для Ростовской области 23,7 млн. рублей, еще 36,5 млн. рублей - из областного бюджета.

К настоящему времени свои жилищные условия уже улучшили 27 человек.

В 2013 году для финансирования льготной ипотеки предусмотрены средства в объеме 84 млн. рублей. Данные средства планируется направить на оказание государственной поддержки 200 молодым учителям.

В рамках реализации проекта «Учительский дом» утверждены категории работников образования, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, и правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов.

В настоящее время  возможность использования земельных участков для предоставления жилищно-строительным кооперативам, создаваемым из числа работников образования, подтвердили администрации городов Ростова-на-Дону, Батайска, Волгодонска, Новошахтинска, Таганрога и Шахты.

 

(СЛАЙД 18) Все вышеперечисленные меры направлены на главный результат – повышение качества образования, успешное внедрение и освоение новых федеральных государственных стандартов общего образования.

 

(СЛАЙД 19) Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Ростовская область в составе первых 14-ти субъектов Российской Федерации с 2008 года принимала участие в апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

(СЛАЙД 20) С 1 сентября 2011 года новый стандарт введен в 1 классах, с 1 сентября 2012 года – в 1-х и 2-х классах во всех общеобразовательных учреждениях области, кроме того, начата апробация стандарта основного общего образования в 5-х классах 65-ти пилотных общеобразовательных школ области (5,8% от общего числа).

(СЛАЙД 21) Основные меры, принятые для обеспечения внедрения новых стандартов в прошедшем году в рамках проекта модернизации общего образования, представлены на слайде.

В 2013-2014 учебном году во всех школах продолжится внедрение федерального стандарта начального общего образования второго поколения в 1-3 классах. Планируется увеличение до 8,3% доли школ, реализующих в апробационном режиме стандарт основного общего образования, для этого будут подготовлены еще около 9 тысяч педагогических и управленческих работников.

 

(СЛАЙД 22) Информатизация образования.

Развитие современных образовательных технологий базируется, прежде всего, на информатизации отрасли, основные характеристики которой на сегодня вы можете видеть на слайде.

(СЛАЙД 23) Меры, принятые в 2012 году, показаны на следующем слайде. Обращаю внимание, что благодаря масштабным закупкам компьютерного   оборудования в последние годы нагрузка на 1 компьютер в среднем по области в 2012 году снизилась до 7,7 чел. Вместе с тем, в ряде муниципальных образований (Аксайский, Ремонтненский районы, г.г. Азов, Батайск, Новочеркасск, Новошахтинск, Ростов-на-Дону, Таганрог) зафиксирована существенно более высокая нагрузка учащихся на один компьютер, на что следует обратить особое внимание.

Кроме того, в настоящее время 92% школ имеют собственные сайты, однако в ряде муниципальных образований этот показатель существенно ниже, например, в Милютинском районе - в 7 раз меньше среднеобластного значения.

Эти перекосы следует устранить в самое короткое время.

 

(СЛАЙД 24) Модернизация образования

На протяжении 2011-2012 годов в области реализуется проект по модернизации общего образования, на реализацию мероприятий которого направлено более 2,9 млрд. рублей.

Результаты 2012 года вы можете видеть на слайде. Мы их не раз озвучивали на различных мероприятиях.

 

(СЛАЙД 25) Создание универсальной безбарьерной среды

Федеральной программой «Доступная среда на 2011-2015 годы» предусматривается проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

С 2011 года Ростовская область в числе первых 36 субъектов Российской Федерации принимает участие в реализации этой программы. Приобретено специальное оборудование для детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, проводятся работы по архитектурной доступности школьных зданий.

В 2012 году на реализацию мероприятия из областного бюджета направлено 13,4 млн. рублей, столько же - из федерального бюджета. Средства направлены на проведение работ по архитектурной доступности 10 базовых образовательных учреждений.

 

(СЛАЙД 26) Каковы же задачи на 2013 год по вышеперечисленным направлениям развития отрасли?

 

(СЛАЙД 27) На 2013 год Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования на 2010-2015 годы» предусмотрены средства областного бюджета в объеме 760,2 млн. рублей на капитальный ремонт 23 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 8 аварийных школ.

Главам муниципальных образований необходимо обеспечить своевременное и целевое освоение средств, в том числе Фонда софинансирования расходов областного бюджета, выделенных на проведение капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, а также осуществлять постоянный контроль качества проводимых работ, разработать и осуществить комплекс мероприятий по предотвращению нарушений, выявляемых контролирующими органами, и недопущению их повторения.

(СЛАЙД 28) В 2013 году продолжится реализация мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды, которые запланированы в 15 образовательных учреждениях. В настоящее время на основании конкурса определены 15 муниципальных образований. На указанные цели предполагается направить из федерального бюджета 19,8 млн. руб. и в том же объеме - софинансирование из областного бюджета.

До 2016 года доля общеобразовательных учреждений, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, должна составить 20%.

 (СЛАЙД 29) Для активизации обновления педагогических кадров в текущем году необходимо:

- активизировать работу по осуществлению государственной поддержки молодых учителей в рамках реализации смежных проектов «Учительский дом» и «Ипотека для молодых преподавателей» путем последовательной реализации принятых в 2012 году Правительством Ростовской области нормативных правовых актов;

- разработать во всех муниципальных образованиях области прогноз потребности в педкадрах и обучения по целевой подготовке на период до 2015 года в разрезе предметов и образовательных учреждений;

- принять меры по повышению эффективности целевой подготовки молодых педагогов (заключение договоров с педагогическими вузами и колледжами, прохождение педагогической практики непосредственно на базе того учреждения, в которое будет направлен молодой специалист, и др.);

- включить в бюджеты муниципальных образований средства для материальной поддержки молодых специалистов (например, установления персонального коэффициента в течение первых трех лет работы за счет экономии фонда оп­латы труда образовательного учреждения).

(СЛАЙД 30) В 2013 году на реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования предполагается направить около 1,5 млрд. рублей средств федерального бюджета. В 2013 году органам местного самоуправление необходимо:

- обратить особое внимание на проведение закупок за счет средств федерального бюджета, обеспечив полное их освоение;

- обеспечить эффективное использование оборудования, приобретенного в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования.

Особенно хочу отметить задачу по усилению информационного сопровождения проекта по модернизации общего образования – необходимо, чтобы в каждом общеобразовательном учреждении была размещена в общем доступе информация о реализации данного проекта, на родительских собраниях озвучены основные итоги и перспективы модернизации.

(СЛАЙД 31) В местных СМИ должны пройти публикации о социальных эффектах модернизации в каждом конкретном муниципальном образовании. Необходимо донести до каждого жителя Дона информацию об этих социальных эффектах – тех целей, ради достижения которых и реализуется столь затратный проект.

 

(СЛАЙД 32) Новое качество образования.

Огромные средства, вкладываемые в последние годы в образование, оснащение самыми современными оборудованием и технологиями, существенное повышение материального благосостояния педагогов вплотную ставят вопрос о результативности этих шагов. Государство теперь имеет полное право спросить у педагогов - а где результат? Как повысилось качество образования – главное, для чего предпринимались столь затратные меры по развитию отрасли.

Не случайно, указом Президента РФ от 21.08.2012 №1199 в качестве одного из двух показателей, по которым теперь оценивается деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в сфере образования, стал показатель, связанный с качеством образования, – доля выпускников средней школы, не сдавших по результатам ЕГЭ обязательные предметы (русский язык и математику).

К сожалению, динамика этого показателя за последние годы по Ростовской области ухудшилась.

(СЛАЙД 33) Доля участников ЕГЭ, не сдавших ЕГЭ в общей численности выпускников на территории области, увеличилась с 1,3% в 2011 году до 2,3% в 2012 году и, таким образом, превысила среднероссийский показатель (2,2%).

(СЛАЙД 34) Анализ результатов ЕГЭ по обязательным предметам за 2 года в части доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, показал, что в 11 муниципальных образованиях области наблюдается значительный рост и превышение среднеобластного значения данного показателя.

(СЛАЙД 35) Средний балл в 2012 году, полученный участниками ЕГЭ по основным предметам на территории области (кроме русского языка), в сравнении со средним баллом, полученным участниками ЕГЭ в Российской Федерации, также оказался не в пользу Ростовской области.

Подробный анализ причин сложившейся ситуации и меры, необходимые для ее исправления, рассматривались на совещание в феврале, которое проходило в этом зале с вашим, уважаемые коллеги, участием.

(СЛАЙД 36) Позволю напомнить меры, которые были рекомендованы для улучшения рассматриваемого показателя:

- использование результатов ЕГЭ и ГИА-9 с участием ТЭК для «увязывания» заработной платы учителя с результатами его профессиональной деятельности;

- широкое информирование учащихся и их родителей об альтернативных возможностях получения среднего общего образования, учитывая новые требования к приёму в образовательные учреждения среднего профессионального образования (прием без экзаменов);

- ужесточение требований к принятию решений о допуске выпускников к экзаменам;

- выявление слабых мест в кадровом обеспечении преподавания русского языка и математики в разрезе конкретных учреждений с использованием базы данных результатов ЕГЭ и ГИА-9 за последние несколько лет и на основе этого – принятие мер по повышению квалификации педагогов, проведению консультаций ведущих специалистов по данному предмету и другой помощи выпускникам данного учреждения.

Считаю необходимым отметить, что подобная ситуация сложилась во многом из-за отсутствия на федеральном уровне нормативно-правового обеспечения формирования независимой системы оценки качества образования. В настоящее время эта работа проводится по нескольким направлениям, реализация которых находится в компетенции различных органов власти и образовательных организаций. Однако ситуация должна в скором времени измениться.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р минобразованием области разработан план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области», в рамках которой предусмотрены мероприятия по созданию единой региональной системы независимой оценки качества образования. С этой целью в 2013 году будет создана межведомственная рабочая группа, в состав которой будут включены представители Ростобрнадзора, РИПК и ППРО, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также представители общественности.

 

(СЛАЙД 37) Дополнительное образование, работа с одаренными детьми.

(СЛАЙД 38) Большую роль во всестороннем развитии личности учащихся играет система дополнительного образования детей. Характеристики региональной системы вы видите на слайде.

(СЛАЙД 39) Охват детей услугами дополнительного образования в среднем по области составляет около 66%, однако этот  показатель значительно разнится в муниципальных образованиях области. Он недопустимо мал - меньше 40% - в Морозовском, Тарасовском и других районах, представленных на слайде, в то время как в Боковском, Зимовниковском, Куйбышевском и Цимлянском районах и городе Волгодонске охват  - свыше 95%.

(СЛАЙД 40) В Ростовской области ведется системная работа по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей. Ее результаты представлены на слайде.

(СЛАЙД 41) Для обеспечения равного доступа талантливых детей из всех муниципальных образований области к получению качественного профильного образования создан региональный организационно-методический центр дистанционного образования для одаренных детей – структурное подразделение областного центра дополнительного образования детей.

В начале 2012 года в центре в тестовом режиме обучались 100 одаренных детей по 10 общеобразовательным предметам, на сегодняшний день - 2 610 обучающихся. Дистанционное обучение одаренных детей осуществляется по 21 общеобразовательному предмету силами 62 преподавателей, в том числе ведущих вузов области.

2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды.  Используя потенциал учреждений дополнительного образования, Областного экологического центра, общеобразовательных учреждений необходимо подготовить план мероприятий по вовлечению детей и молодежи в работу по сбережению родной природы под девизом «Сохраним Донской край».

(СЛАЙД 42) Другие основные задачи муниципальных органов управления образованием в сфере дополнительного образования детей на текущий год вы можете видеть на слайде. Обращаю ваше внимание на постоянное внимание, которое следует уделять  расширению сети учреждений дополнительного образования детей технической направленности.

 

 (СЛАЙД 43) Социальная поддержка детей-сирот

Во время своего посещения министерства в январе текущего года Губернатор области Василий Юрьевич Голубев отметил, что вопросы социальной поддержки детей-сирот и их семейного устройства в последнее время оказались в центре внимания общества и государства. В связи с этим муниципалитетам необходимо принять дополнительные меры для повышения эффективности реализации полномочий в данной сфере. Министерство, со своей стороны, принимало и будет принимать необходимые шаги в этом направлении.

(СЛАЙД 44) В 2012 году в Ростовской области введен штатный норматив специалистов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних: 1 специалист на 3 тысячи детского населения, но не менее 2-х специалистов на муниципалитет. Это позволило ввести 158 дополнительных ставок, таким образом, число специалистов по вопросам опеки и попечительства увеличилось в 2,5 раза и достигло 262 человек.

(СЛАЙД 45) Однако столь масштабное и одномоментное увеличение штатов, имеющее, безусловно, положительное значение, привело к возникновению новой проблемы - большинство новых специалистов не имеют опыта работы и нуждаются в обучении и повышении квалификации.

Поэтому в целях повышения уровня профессиональной компетенции специалистов по опеке и попечительству министерством в 2013 году запланировано проведение ежеквартальных обучающих семинаров, а также увеличение учебных групп для повышения квалификации на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Прошу руководителей органов местного самоуправления четко и системно организовать эту работу во взаимодействии с министерством и институтом.

Кроме того, обращаю ваше внимание на недопустимость перекладывания на плечи специалистов по опеке функций органов местного самоуправления, не относящихся к вопросам их компетенции. Напоминаю, что областной бюджет оплачивает трудозатраты этих специалистов по решению исключительно  вопросов опеки и попечительства.

(СЛАЙД 46) Одной из важнейших задач органов опеки и попечительства на современной этапе является реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

Данные по этому направлению представлены на слайде.

Принятые меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволили увеличить количество усыновленных детей, а также число приемных семей и детей-сирот, воспитывающихся в них. 

(СЛАЙД 47) В течение 2012 года на воспитание в семьи передан 1501 ребенок-сирота (87% от количества выявленных детей данной категории). Из них 120 передано на воспитание в 50 новых приемных семей, открывшихся в 2012 году.

(СЛАЙД 48) Однако, как видно на слайде, далеко не во всех муниципальных образованиях эта работа ведется на должном уровне. Наряду с лидерами (Боковский, Октябрьский, Сальский районы, города Донецк и Волгодонск), есть и явные аутсайдеры (Новочеркасск, Чертковский район и другие).

Указом Президента Российской Федерации в декабре прошедшего года перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2012 году дополнен показателем, характеризующим степень семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим Губернатором области перед нами поставлена амбициозная задача – в 2013 году довести долю детей-сирот, охваченных семейными формами воспитания, до 90%.

Для ее решения органам местного самоуправления необходимо:

-       провести анализ работы по профилактике социального сиротства и устройству детей-сирот на воспитание в семьи граждан;

-       изучить положительный опыт муниципалитетов-лидеров;

-       на основе анализа и изучения передового опыта разработать и утвердить комплексный план работы по профилактике социального сиротства и увеличению количества детей-сирот, охваченных семейными формами воспитания, с привлечением всех заинтересованных ведомств;

-       обеспечить повышение квалификации необходимого числа специалистов по опеке и попечительству.

 

(СЛАЙД 49) Финансирование муниципальной системы образования из областного бюджета.

Фонд софинансирования расходов в 2013 год увеличился на 29% по сравнению с 2012 годом, при этом обращает на себя внимание резкое увеличение (более чем в 2 раза) расходов на капитальный ремонт муниципальных учреждений.

 (СЛАЙД 50) Фонд компенсаций в текущем году увеличился по сравнению с 2012 годом незначительно – на 12%, однако субвенция на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству возросла почти в 2,8 раза.

 

(СЛАЙД 51) Рейтинг муниципальных образований по приоритетным направлениям развития образования

По итогам функционирования образовательного комплекса области в 2013 году министерством сформирован рейтинг муниципальных образований.

В связи с изменениями в показателях для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в сфере образования показатель по неэффективным расходам не учитывался. Вместо него был вновь введен показатель с максимальным статистическим весом, характеризующий степень освоения средств ФСР и ФНР, выделенных муниципальным образованиям,.

В результате среди 43 муниципальных районов лидирующие позиции в сводном рейтинге занимают Сальский, Песчанокопский и Верхнедонской.

Как вы можете видеть на слайде Сальский и Песчанокопский районы – уже традиционные лидеры.

Список отстающих по сравнению с рейтингом за 2011 год практически не изменился, кроме резкого ухудшения позиций Ремонтненского района, который с 13-го места по итогам 2011 года переместился по итогам прошедшего года на предпоследнее.

Среди 12 городских округов лучшим по рейтингу, как и год назад, стал г. Таганрог, на втором месте – вновь вернувшийся в число лидеров Волгодонск, и на третьем месте, как и в 2012 году - Батайск. В группе аутсайдеров изменений практически нет.

 

(СЛАЙД 52) ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует остановиться на приоритетных задачах, которые нам предстоит решить в текущем году.

Необходимо обеспечить:

- реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования и  достижение целевых показателей по всем направлениям;

- реализацию Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области»;

- полное и своевременное освоение выделенных муниципалитету средств областного и федерального бюджетов;

- реализация мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды;

 (СЛАЙД 53)

- введение дополнительно не менее 5 тыс. дошкольных мест;

- обеспечение предоставления услуг в сфере дошкольного образования с помощью информационной системы «Электронный детский сад»;

- введение ФГОС начального общего образования в 100% общеобразовательных учреждений области, в апробационном режиме - ФГОС основного общего образования в 8,3% общеобразовательных учреждений области в 2013/2014 уч. году;

- повышение до 90% доли детей-сирот, передаваемых на семейное воспитание;

- снижение доли выпускников школ, не сдавших ЕГЭ, ниже среднероссийского уровня;

- завершение оборудования внутренних санузлов в школах области;

Для решения этих задач в нашей области есть все предпосылки: талантливые инициативные педагоги, умелые управленцы, развитая инфраструктура и одно из главных условий – всемерная поддержка развития отрасли со стороны руководства области, лично Губернатора Василия Юрьевича Голубева и заместителя Губернатора Игоря Александровича Гуськова.

Пользуясь случаем, позвольте от вашего имени поблагодарить присутствующего на нашем заседании Игоря Александровича за внимание к вопросам образования, неизменную поддержку отрасли и людей, работающих в образовании.

Также поздравляю всех присутствующих женщин, а в их лице – всех работниц отрасли с наступающим весенним праздником – Международным женским днем. Здоровья и успехов вам!

(СЛАЙД 54) Благодарю за внимание.


Категория:  Доклад