Вернуться к обычному виду










О ходе реализации Областного закона от 29.09.2009 № 290-ЗС

07.05.2011

«О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов» по состоянию на 01.04.2011г.

Более чем полтора года назад был сделан важный шаг в укреплении сотрудничества заказчиков и поставщиков кадров для региональной экономики – принят Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов».

Мониторинг реализации вышеназванного закона показал, что эффективность его действия во многом зависит от совместной планомерной работы образовательных учреждений и предприятий – работодателей. Анализ материалов, представленных образовательными учреждениями по состоянию на 01.04.2011г., свидетельствует об углублении процессов взаимодействия учебных заведений и работодателей.

В государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (ГОУ НПО) и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (ГОУ СПО) областного подчинения разработаны и согласованы с предприятиями долгосрочные Планы мероприятий по реализации Закона, являющиеся основой для совместной целенаправленной работы по совершенствованию подготовки рабочих и специалистов, их трудоустройству.

В рамках развития социального партнерства в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих кадров и специалистов образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования по состоянию на 01.04.2011 заключено более 1,8 тыс. долгосрочных договоров с предприятиями – заказчиками кадров (в 2010 году – около 1,3 тыс.). В целях повышения эффективности взаимодействия 89,7% ГОУ НПО и 87,5% ГОУ СПО имеют банки данных о предприятиях - социальных партнерах. Вместе с тем, отдельные образовательные учреждения, несмотря на рекомендации минобразования области, не создали таких банков данных: ГОУ НПО ПУ №№ 5, 23, 58, 61, 69, 100, 108; ГОУ СПО РО «Таганрогский колледж морского приборостроения», «Донской педагогический колледж».

В соответствии с договорами предприятия участвуют в модернизации содержания профессионального образования, развитии материально – технической базы, оценке качества подготовки выпускников. Так, начиная с 2010 года, председателями комиссий по итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования назначаются представители предприятий – заказчиков кадров. По результатам итоговой аттестации председатели комиссии вносят предложения по совершенствованию содержания профессионального образования, организации учебного процесса, в т.ч. производственной практики. Важнейшим элементом образовательного процесса является организация практики. Об организации производственного обучения и производственной практики на базе предприятий в настоящее время заключено более 5,6 тыс. договоров (в 2010 году - 5,2 тыс.). Вместе с тем, только около 30% оплачиваемых мест практики в ГОУ НПО и около 32% в ГОУ СПО. Практически не решают вопросы оплаты практики ГОУ НПО ПУ (ПЛ) №№ 20, 23,30, 36, 46, 52, 53, 58, 59, 62, 64, 66, 68, 71, 72, 74, 77, 84, 86, 89, 94, 96, 98, 100; ГОУ СПО РО: «Донской техникум управления и предпринимательства», «Новочеркасский машиностроительный колледж», «Шахтинский педагогический колледж».

Вводимые в 2011 году федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и среднего профессионального образования нового поколения, разработанные на основе компетентностного подхода, требуют разработки учебно-программной документации с обязательным участием работодателя. Новая процедура формирования образовательных стандартов и программ предоставляет широкие возможности для работодателей по их постоянному обновлению и «тонкой настройке» на конкретные потребности. Предоставленная новыми стандартами возможность отводить на изучение вопросов, связанных с конкретными производст­венными и технологическими процессами и цепочками до 70% общего объёма подготовки, позволяет образовательному учреждению во взаи­модействии с заинтересованными предприятиями постоянно актуализировать содержание и технологии об­разования в соответствии с реальными запросами рынка труда. Проведенный анализ свидетельствует о том, что только 84% ГОУ НПО и 82% ГОУ СПО привлекают работодателей к разработке учебно-программной документации на основе нового поколения ФГОС. Не занимаются вопросами привлечения работодателей к разработке новой учебно-программной документации ГОУ НПО ПУ №№ 50, 57, 59, 62, 77, 81, 95, 97, 100, 108; ГОУ СПО РО: «Донской педагогический колледж», «Волгодонской педагогический колледж», «Донской техникум управления и предпринимательства», что не обеспечит подготовку кадров с учетом компетенций, востребованных работодателями.

Нормативные документы требуют систематического повышения профессионального мастерства педагогических работников. Прохождение стажировок на предприятиях – одна из эффективных форм повышения квалификации. Однако, как показал анализ, эта форма недостаточно используется учебными заведениями.

Учреждения начального и среднего профессионального образования, реагируя на запросы рынка труда, продолжали работу по организации краткосрочной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих кадров и специалистов на основании договоров с предприятиями, службами занятости и гражданами. За 2010 год по программам краткосрочной подготовки, переподготовки прошли обучение более 18,3 тыс. чел. В соответствии с решением коллегии минобразования области от 23.11.2010 года № 8/1 «О реализации Областного закона от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных ГОУ НПО и ГОУ СПО и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов» руководителям образовательных учреждений поручено расширить спектр и увеличить объем предоставляемых услуг предприятиям-работодателям в сфере краткосрочной подготовки и переподготовки кадров. Однако, объем предоставляемых услуг в I квартале 2011 года не увеличен в сравнении с аналогичным периодом 2010 года.

Начиная с 2007 года прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основе регионального заказа, ежегодно утверждаемого соответствующим постановлением Администрации области. Прием в учреждения среднего профессионального образования – на основе утвержденных контрольных цифр приема. Региональный заказ и контрольные цифры приема формируются на основе прогнозной потребности в кадрах и заявок предприятий работодателей, с учетом демографический ситуацией. В настоящее время утверждены контрольные цифры приема в учреждения СПО и формируется региональный заказ на подготовку рабочих кадров в учреждениях НПО. Вместе с тем, в соответствии с предоставленной информацией, заявками предприятий на подготовку кадров в 2011-2012 году обеспечены учреждения НПО на 75,2%, а учреждения СПО на 29,5%, что свидетельствует о недостаточной работе образовательных учреждений с предприятиями по данному вопросу. Среди учреждений не имеющих заявок на подготовку кадров, ГОУ НПО ПУ (ПЛ) №№ 61, 62, 80, 81, 84, 85, 98, 103; ГОУ СПО РО: «Константиновский педагогический колледж», «Новочеркасский машиностроительный колледж», «Сальский индустриальный техникум», «Ростовский техникум легкой промышленности». Кроме того, в ряде образовательных учреждений процент наличия заявок незначителен. Среди них ГОУ НПО ПУ №№ 15, 38, 57, 58, 68, 95, 97, 100; ГОУ СПО РО: «Гуковский строительный техникум», «Донской педагогический колледж», «Вёшенский педагогический колледж им. М.А. Шолохова», «Зимовниковский педагогический колледж».

Анализ деятельности ГОУ НПО и ГОУ СПО по реализации в I квартале 2011 года Областного закона от 29.09.2009 № 290-ЗС также показал, что только 41,2% ГОУ НПО и 66,7% ГОУ СПО участвуют в деятельности профессиональных ассоциаций, объединений; 38,2% ГОУ НПО и 33,3% ГОУ СПО организуют совместную с предприятиями учебно-производственную и предпринимательскую деятельность; только 25 % ГОУ НПО и 10% ГОУ СПО привлекают средства работодателей на развитие учебно-материальной базы, приобретение расходных материалов и т.д.

Исходя из проведенного анализа, в целях подготовки специалистов, соответствующих требованиям работодателей, и максимального обеспечения трудоустройства выпускников по полученной профессии минобразование области обратило внимание учреждений профессионального образования на необходимость принятия ряда мер, направленных на углубление процессов взаимодействия образовательных учреждений и предприятий - заказчиков кадров, среди которых:

- проведение регулярного мониторинга Плана мероприятий по реализации Областного закона от 29.09.2009 № 290-ЗС;

- формирование и систематическое обновление банка данных о предприятиях – социальных партнерах;

- реализация действующих договоров о социальном партнерстве и заключение новых;

- проведение работы по качественной организации практики выпускников и оплате их труда во время проведения практики;

- привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации на основе нового поколения ФГОС;

- организация систематической стажировки педагогических работников на предприятиях – заказчиках кадров;

- расширение объемов предоставляемых предприятиям услуг в сфере краткосрочной подготовки и переподготовки кадров;

- максимальное обеспечение регионального заказа заявками предприятий на подготовку кадров;

- обеспечение взаимодействия с профессиональными ассоциациями и объединениями;

- организация совместно с предприятиями учебно-производственной и предпринимательской деятельности;

- привлечение средств работодателей на развитие учебно-материальной базы, приобретение расходных материалов и т.д.


Возврат к списку