Вернуться к обычному виду










Специальное образование

Информационная справка

«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

2016-2017 учебный год

 

В Ростовской области создана эффективная система образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

Прежде всего, это сохраненная сеть из 30 отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе:

для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей,

для слепых и слабовидящих детей,

для детей с тяжелыми нарушениями речи,

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

для детей с задержкой психического развития;

для умственно отсталых детей (с нарушениями интеллекта), для детей с расстройствами аутистического спектра.

В указанных организациях обучается 4 744 ребенка с ОВЗ, в том числе 2 412 детей-инвалидов.

В общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, функционируют:

классы для детей с расстройствами аутистического спектра,

классы для детей с синдромом Дауна, с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития;

классы профессионального обучения для умственно отсталых обучающихся;

реализуются программы дополнительного образования различной направленности.

С 01 сентября 2016-2017 учебного года педагогическими работниками двух отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, организовано обучение детей-инвалидов – воспитанников домов инвалидов, подведомственных минтруду Ростовской области.

С 01 сентября 2017 года открываются специальные классы для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития) дополнительно в трех подведомственных минобразованию Ростовской области общеобразовательных учреждениях: ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат», ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат», ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».

С 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48» функционирует областной Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования.

С 2012 года на базе 3-х общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, успешно работают Ресурсные центры по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В 2017 году создан Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48», Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №42».

Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, и созданные на их базе Ресурсные центры являются базовыми, пилотными площадками, методическими центрами, которые тесно сотрудничают с муниципальными общеобразовательными организациями, передают опыт создания специальных условий и внедрения в практику технологий обучения и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

 

Доступность образования для детей с ОВЗ обеспечена в специально организованных классах общеобразовательных школ и в форме инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.

В 2016-2017 учебном году обучение детей с ОВЗ осуществлялось в 139 специальных классах, в которых обучалось 1511 детей, из них 108 детей-инвалидов. Классы открыты для слабослышащих детей, детей с умственной отсталостью и детей нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Инклюзивно в общеобразовательных школах получают образование 6 222 ребенка с ОВЗ и 3 358 детей-инвалидов.

 

Обучение на дому организовано для 3 475 детей, в том числе для 2 306 детей-инвалидов.

С 2009 года на базе ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната № 28» функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов. В 2012 году в целях максимального охвата детей, проживающих на территории области и не имеющих медицинских противопоказаний к обучению в дистанционной форме, открыто 3 филиала в г.г. Волгодонске, Зернограде, Новошахтинске. Для дистанционного обучения детей-инвалидов создано 559 рабочих мест.

Дистанционное образование детей-инвалидов в Ростовской области осуществляется посредством реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеразвивающих программ для детей-инвалидов, зачисленных на обучение в Центр дистанционного образования (ЦДО), а также посредством сетевой формы обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных учреждениях и обучающихся в ЦДО.

Выпускникам ЦДО предоставлена возможность после окончания общеобразовательного учреждения продолжить образование в дистанционной форме, получив в бессрочное пользование комплекты оборудования.

 

Результаты государственной итоговой аттестации 2016-2017 учебного года

ГИА-9

В 9 классе было 906 участников с ОВЗ и инвалидностью (416 – инвалидность, 490 – заключение ПМПК).

В форме ГВЭ-9 сдавали – 728 человек.

Не сдали ГИА в 9 классе 5 человек с ОВЗ, форма ОГЭ, из них один будет сдавать в дополнительные сроки (сентябрь), четверо остались на повторный курс обучения.

ГИА-11

Всего выпускников с ОВЗ - 273

В форме ЕГЭ сдавали – 167 человек.

В форме ГВЭ сдавали – 96 человек.

В смешанной форме ЕГЭ и ГВЭ – 10 человек.

По результатам экзаменов не прошли ГИА - 3 человека (форма ЕГЭ, неудовлетворительный результат по 2-м обязательным предметам: русский язык и математика).

 

Результаты обучения выпускников с умственной отсталостью

9 классов отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, окончили 379 выпускников. Все выпускники получили свидетельство об обучении.

182 выпускника классов профессионального обучения показали следующие результаты: 134 человека получили свидетельство о квалификации рабочего, 48 – справки с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

 

В Ростовской области уже более 20-ти лет развивается Служба практической психологии. В ее состав входят педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций, школ, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, 20 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ростовской области. По данным мониторинга на 01.03.2017 численность педагогов-психологов системы образования составляет 2020 специалистов.

В Ростовской области работает 40 психолого-медико-педагогических комиссий, которые по результатам индивидуального комплексного обследования определяют специальные условия получения образования и  сдачи ГИА, что позволяет в полной мере реализовать право на образование каждого ребенка.

Сегодня система психолого-педагогического сопровождения обеспечивает успешное решение следующих задач:

организации служб ранней помощи;

реализацию ФГОС дошкольного образования, начального общего и основного общего образования, ФГОС НОО для детей с ОВЗ;

психологического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

сопровождения инклюзивного образования;

профессиональной ориентации;

профилактики суицидального поведения, подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании, противоправного поведения;

защиты детей от новых рисков, связанных с распространением информации противоправного содержания в сети «Интернет» и др.

Психолого-педагогическое сопровождение организовано в общеобразовательных организациях Ростовской области. Функционирует 1404 психолого-медико-педагогических консилиума, в том числе 606 ПМПк в дошкольных образовательных организациях, 798 консилиумов – в школах.

Логопедическую помощь в муниципальных образовательных организациях области оказывают 937 учителей-логопедов.

В муниципальных школах работают учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, тьюторы).

Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов доступно как в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, так и в муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образовательного детей. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов работают кружки, секции, студии, реализующие дополнительные образовательные программы общеинтеллектуальной, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, патриотической, художественной, декоративно-прикладной, творческой, экологической, эстетической, научно-технической, информационно-коммуникативной направленности и др. (более 350 кружков и секций только в специальных общеобразовательных учреждениях, подведомственных минобразованию Ростовской области).

В ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»» реализуется программа адаптивного плавания для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Второй год подряд в рамках Дня защиты детей в г. Волгодонске на базе ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»» проводится II Международный Открытый турнир по плаванию среди детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) на приз Ростовской АЭС.

Генеральным спонсором Международного турнира выступает филиал «Концерна Росэнергоатом" «Ростовская атомная станция».

II Международный Открытый турнир по плаванию среди детей с ПОДА на приз Ростовской АЭС проводился при поддержке:

 

  •   министерства общего и профессионального образования Ростовской области;

  •     министерства физической культуры и спорта Ростовской области;

  •     филиала «Концерна Росэнергоатом" «Ростовская атомная станция»;

  •     Администрации и Думы города Волгодонска.

Участники II Международного Открытого турнира по плаванию среди детей с ПОДА на приз Ростовской АЭС:

   

  • команда ГКОУ РО «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»»;

  •    воспитанники МБУДО СДЮСШОР № 3, бассейна «Нептун» г. Волгодонска;

  •    команда «Дельфины» Центра адаптивной физической культуры и спорта;

  •    спортсмены "Республиканского центра инвалидного спорта "Инваспорт".

За годы занятий адаптивным плаванием воспитанники школы-интерната «Восхождение» приняли участие в 45 Всероссийских и Международных Чемпионатах и соревнованиях по адаптивному плаванию, побывав в 7 странах мира (Чехия, Германия, Дания, Великобритания, Кипр, Украина, Шотландия). Командой воспитанников школы завоевано 1034 медали, из них - 468 золотых. Школа воспитала 7 «Мастеров спорта России», 1-го «Мастера Спорта Международного класса», 24-кратного Чемпиона России, обладателя высшего мирового достижения. Ребятами установлено 15 абсолютных рекордов России.

Команда школьной газеты «Антирутин» ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38» регулярно занимает призовые места на форумах различного уровня (3 место в Х Открытом межрегиональном Форуме школьных СМИ «МедиаШкола-2016», участие в ММСО 2017 и др.).

Спортсмены ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38» в 2016 году стали чемпионами Всероссийской спартакиады детей-инвалидов «Республика спорт», организованной Федерацией спорта слепых в Сочи. В спартакиаде приняли участие 500 спортсменов, представляющих 48 школ из 36 регионов России. В общем зачете у команды школы-интерната 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовая медаль. В командном первенстве по легкой атлетике слабовидящие школьники завоевали 2 место.

Воспитанник ГКОУ РО «Каменской специальной школы-интерната» Глущенко Роман в январе 2017 года принял участие в XV Международном многожанровом фестивале-конкурсе «Рождественский святки» в городе Сочи и получил Гран-при фестиваля.

 

В Ростовской области с 2011 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и с 2012 года – в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В 237 школах Ростовской области созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами, в том числе инклюзивного.

В общеобразовательных школах обеспечена архитектурная доступность зданий, приобретено специальное, в том числе, учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для обучения и коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами.

В 2017 году продолжается работа по созданию условий доступности получения качественного образования детьми-инвалидами в рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», государственной программы Ростовской области «Доступная среда». Участники программы 2017 года - 7 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ.

С 2016 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» за счет средств субсидии из федерального бюджета началась работа по созданию условий доступности для получения качественного образования для детей-инвалидов не только в общеобразовательных организациях, но и в дошкольных образовательных организациях.

Участие в мероприятиях программы в 2016 году приняли 5 дошкольных образовательных организаций, в том числе 4 ДОО в г. Ростове-на-Дону и 1 ДОО в г. Волгодонске, в 2017 году – 8 ДОО в Азовском, Аксайском, Белокалитвинском, Сальском районах, г.г. Новочеркасске, Ростове-на-Дону (2), Таганроге.

С 2016 года также создается доступная среда в учреждениях дополнительного образования детей; в 2016 году – 8 учреждений, в 2017 году - 4 организации дополнительного образования детей.

В 2017 году условия доступности для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы в 221 муниципальной общеобразовательной школе, 34 государственных общеобразовательных учреждениях, 13 дошкольных образовательных учреждениях, 12 учреждениях дополнительного образования детей и 7 профессиональных образовательных организациях

В Ростовской области ведется системная целенаправленная работа по формированию в обществе новой философии, ориентированной на принятие и позитивное отношение к детям с ОВЗ и инвалидностью, их совместному обучению с нормативно развивающимися сверстниками.

В перечне мероприятий можно назвать ставшие уже традиционными ежегодные форумы «Инклюзия через всю жизнь», форумы директоров инклюзивных школ, предметные олимпиады для глухих, фестиваль жестовой песни, спартакиада для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, родительский всеобуч «А что, если «особый» ребенок Ваш?», День человека с РАС, областной конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся с умственной отсталостью, чемпионат профессионального мастерства лиц с инвалидностью «Абилимпикс», областные фестивали «Ветер перемен», «Мне через сердце виден мир» и др.

Информация о мероприятиях, в которые включены дети с ОВЗ и дети-инвалиды регулярно размещается на официальных сайтах минобразования Ростовской области, Правительства Ростовской области, в СМИ.